Фонд Святослава Рихтера

  • О РИХТЕРЕ
    • Биография
  • О ФОНДЕ
    • Программы фонда
    • О доме на Оке
    • Учредители и руководство
  • ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
    • Участие в XIV Летней школе творчества
    • Преподаватели XIV Летней школы
    • Архив
  • Новости
    • Анонсы мероприятий
    • Пресса
    • Архив новостей
  • XXXI Музыкально-художественный фестиваль

Директор Фонда Святослав Писаренко об истории фестиваля, концертах и Летней школе творчества

10 июля 2021 года открывается предъюбилейный XXIX Музыкально-художественный Фестиваль Фонда Святослава Рихтера. Директор Фонда Святослав Писаренко рассказывает об истории фестиваля, концертах и Летней школе творчества.

 – Как в Тарусе, провинциальном городке в Калужской области, появился большой музыкальный фестиваль?

– Святослав Теофилович [Рихтер. — Здесь и далее прим. ред.] любил такие живописные места. Он часто путешествовал по Европе, восхищался небольшими городками и их достопримечательностями. В середине прошлого века он нашел чудесное место во французском городе Тур. По его инициативе там был создан фестиваль, который до сих пор существует. Подобное место он нашел и в Тарусе: на высоком берегу Оки ему безумно понравился маленький дом, оставленный пароходством. На этом месте Святослав Теофилович начал строить собственный дом. Многих удивляли такой аскетизм и выбранное место: лесная глушь, полтора километра до ближайшего поселка. Однако Рихтеру там очень нравилось.

Позже, когда Святослав Теофилович не мог часто там бывать, у него возникла идея сделать что-то хорошее для Тарусы. Он решил организовать фестиваль, где молодые исполнители могли бы играть вместе со всемирно известными музыкантами, тянуться до их уровня. Как известно, у Рихтера не было учеников, и таким образом он выступал в роли наставника.

Летом 1993 года состоялся первый фестиваль Фонда Святослава Рихтера, посвященный Эдварду Григу. Одновременно с этим мероприятием в Тарусе проходила выставка скандинавских художников, организованная Пушкинским музеем [Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина]. С тех пор не прошло ни года без фестиваля. В 1997 году Святослав Теофилович умер, но его деятельность, его задачи, его видение мы реализуем и по сей день, расширяя и добавляя новые мероприятия. У нас появилась Летняя школа творчества, которая концептуально была его идеей. Учащиеся посещают мастер-классы, а также концерты, где их преподаватели выступают в качестве солистов. Фестиваль стал важной частью культурной жизни Тарусы. Каждый год на концерты собирается все больше публики.

– Сколько лет вы уже занимаетесь фондом?

– Я полностью посвящаю ему своё время с 2001 года, но живу с этой идеей гораздо дольше. Мои родители были знакомы со Святославом Теофиловичем. Именно в тот дом на Оке меня привезли, когда мне не было и года. Много раз я проводил там лето. Поэтому фестиваль стал продолжением моего детства, юношества и перешел в то, что можно назвать делом жизни.

Я принимал участие еще в первых фестивалях, тогда мне было 16-17 лет. Сначала – на подхвате: кого-то встретить, раздать программки, оказать самую простую помощь. Когда я получил права, привозил музыкантов и отвозил их обратно в Москву. А с 2001 года я занимаюсь организацией концертов, планированием фестиваля и его проведением.

– Со Святославом Теофиловичем вы тоже были знакомы?

– Да, я много раз был у него дома, и родители меня брали на его концерты.

– Какое ваше первое воспоминание о нем?

– Я не могу вспомнить, сколько мне было лет, но это было в квартире на Бронной [ныне – Мемориальная квартира С.Т. Рихтера на Малой Бронной], куда мы приходили с родителями. Он был очень спокойным, вежливым и интеллигентным человеком. Он с большим интересом беседовал со мной, маленьким мальчиком. Он задавал вопросы вроде бы из вежливости, но всегда внимательно выслушивал мои ответы.

Естественно, я занимался музыкой. Моя мама как-то посетовала, что, мол, занимается музыкой, но рвется в хоккей. И Святослав Теофилович ответил, что, может, тогда не надо уж так сильно в музыку, если хочется в хоккей. Но вышло так, что именно музыка стала основополагающей частью моей жизни, хотя я и не стал музыкантом, а только закончил музыкальную школу.

– На вас произвели впечатления первые фестивали?

– На них была особая атмосфера. Я достаточно часто посещал концерты в Москве. Конечно, здесь не было такого впечатления «концертности», но было ощущение чего-то нового и большого в Тарусе, что каким-то образом будет менять жизнь в городе. Так и происходило и, надеюсь, происходит и по сей день.

– Сейчас, когда вы уже много лет являетесь директором Фонда, для вас есть разница между концертами в больших городах и в маленькой провинциальной Тарусе?

– Мне кажется, есть. Многие музыканты отмечают, что их встречают очень тепло. Публика здесь очень душевная и дружелюбная, но при этом очень внимательная и требовательная. Это необычное сочетание очень характеризует концерты в Тарусе.

– А кто зрители фестиваля? Ведь Таруса – совсем небольшой город.

– Публика весьма широкая: это жители Тарусы, гости, проводящие здесь летний сезон, а также зрители, которые приезжают именно на фестиваль, планируя в свой отпуск посетить и концерты, и саму Тарусу, ведь это очень живописное место.

– Как формируется программа каждый год?

– Этим занимается художественный руководитель фестиваля Рэм Урасин. Он принимает решение, кто будет выступать, и обсуждает программу с каждым исполнителем. Бывает, что фестивали посвящены каким-то датам или идеям. Например, прошлый фестиваль был посвящен 250-летию со дня рождения Бетховена.

– Есть ли музыканты, с которыми вы сотрудничаете постоянно?

– Конечно. Можно сразу же сказать про концерт-открытие фестиваля, в котором выступит ансамбль солистов «Эрмитаж». Он очень много лет выступает у нас. Когда-то ансамбль приезжал под руководством Алексея Уткина, потом – Александра Гиндина, сейчас – Ильи Норштейна. Это не только наше желание как организаторов приглашать одних и тех же музыкантов, но и желание публики. Это артисты, которых зрители рады видеть на фестивале каждый год с разными программами. Некоторые пианисты в одном году дают камерный концерт, в другом выступают в составе камерного ансамбля. Есть коллективы, которые приезжают время от времени. Но каждый год появляются и новые имена.

– Какие программы вы особенно любите?

– Я бы не стал так ставить вопрос. Каждый год проходят удивительные мероприятия, в том числе мировые и тарусские премьеры, концерты симфонической музыки, сольные концерты. Уже 15 лет мы проводим концерты у Дома Рихтера на Оке под открытым небом. Там звучала вокальная и органная музыка, проходили симфонические и джазовые концерты. В открытом пространстве совершенно иная атмосфера, чем в зале: зрители сидят на пледах и стульчиках (кто что принес с собой), при этом качество исполнения и восприятия музыки нисколько не снижается.

– На каких еще площадках проходят концерты?

– Киноконцертный зал «Мир» – это место, где проходили первые концерты фестиваля. Там играл Святослав Теофилович Рихтер. Потом появилась площадка Дома литераторов. Там небольшая сцена, но хорошая акустика. Welna Hall – это новая для нас площадка, но она нам очень нравится: большой зал с хорошей акустикой, с очень приятными внутренним размещением и окружающей территорией.

– При фестивале еще работает Летняя школа. Как пришла идея ее создания?

– Она возникла при создании Фонда, чтобы ребята смогли насладиться не только музыкой, но и живописными местами, позаниматься и отдохнуть, пообщаться с другими музыкантами. Потом эта идея преобразовалась в проведение мастер-классов, и вот уже 12 лет Летняя школа – часть фестиваля. В разные годы у нас было разное количество специальностей: фортепиано, скрипка, виолончель, занятия по вокалу и даже живопись. К нам приезжают молодые музыканты из самых разных мест: в основном с территории России – от Дальнего Востока до южных границ, но в иные годы приезжали и много зарубежных ребят. Конечно, сейчас из-за ограничений это сделать сложнее, но мы продолжаем верить, что в скором времени границы откроются для всех желающих.

  • О РИХТЕРЕ
  • О ФОНДЕ
  • ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
  • Новости
  • XXXI Музыкально-художественный фестиваль

Все права защищены © 2007–2023 · Фонд Святослава Рихтера